Долгие годы проблема транспортной инфраструктуры оставалась одной из ключевых в Москве. Жители города тратили долгие часы в пробках, но даже, несмотря на это не были готовы к отказу от личного транспорта. Одной из причин возникновения данной проблемы стало отсутствие комплексного подхода к созданию транспортной инфраструктуры. Существующие маршруты наземного городского транспорта не были достаточно связаны с новыми станциями метрополитена, а отсутствие парковок в непосредственной близости от станций лишало водителей шанса доезжать на машине исключительно до метро. В результате Москва долгие года занимала лидирующие строчки во всех рейтингах загруженности дорог, а с учетом ежегодно увеличивавшегося количества автомобилей ситуация грозила стать критической.
Тренд на изменения
Новая политика городских властей, принятая 6 лет назад, направлена на снижение загруженности автомобильных дорог и повышение привлекательности общественного транспорта. Одним из основных принципов стал комплексный подход к созданию разветвленной транспортной инфраструктуры. Результаты этой работы уже видны, однако основное внимание общественности приковано к увеличению протяженности метрополитена, открытию новых станций и увеличению протяженности улично-дорожной сети, вместе с тем одновременно с этими решениями проводится ряд работ, которые также позволяют создать комфортные условия для пассажиров и сэкономить время, затрачиваемое москвичами на поездки по городу. Одной из таких мер является принятая Правительством Москвы программа развития транспортно-пересадочных узлов
Пересадка с комфортом
Первый заместитель генерального директора АО «Мосинжпроект» по девелопменту Альберт Суниев говорит о том, что главная цель ТПУ – связать различные виды транспорта и повысить комфорт пассажиров. По словам Суниева в коммерческой части ТПУ предусмотрены торговые и офисные площади, жилье, благодаря которым ТПУ станут новыми центрами притяжения и позволят горожанам жить и работать в пешей доступности от транспортной инфраструктуры.
ТПУ позволяют совместить все транспортные сети в единую систему. Они позволят сделать удобнее пересадки для того большинства горожан, кто регулярно пользуется общественным транспортом. По подсчетам экспертов поездка по городу сократится в среднем на 10-15%, с учетом того, что сегодня она длится порядка 70 минут, экономия времени одного жителя города составит порядка 7 минут в день.
Наличие перехватывающих парковок на ряде ТПУ сделают для автовладельцев привлекательным вариант поездки по смешанной схеме: «автомобиль – перехватывающий паркинг – станция», что снизит часть нагрузки с переполненных магистралей. По подсчетам экспертов благодаря развитию сети ТПУ снижение трафика на дорогах на подъезде к Москве составит порядка 20 тыс. машин в утренний час пик, на подъезде центру города– порядка 16 тысяч.
ТПУ сегодня
По словам Суниева, к настоящему времени инвесторы найдены на 14 проектов транспортно-пересадочных узлов: один реализован компанией "МКЖД" и 13 к торгам подготовила компания "Мосинжпроект". Суммарная стоимость лотов ТПУ "Ботанический сад", "Селигерская", "Рассказовка", "Лефортово", "Павелецкая", "Дмитровская", "Пятницкое шоссе" (1-й этап), "Парк Победы", "Технопарк", "Тропарево", "Фонвизинская", "Ховрино", "Люблино" и "Хорошевская" составила 2,79 млрд рублей.
Инвесторам сейчас также представлены три проекта транспортно-пересадочных узлов, по которым продолжаются конкурсные процедуры – "Пятницкое шоссе" (3-й этап), "Новокосино" и "Алма-Атинская".
В бюджет Москвы в виде арендных платежей за земельные участки под строительство в течение шести лет всех этих 17 проектов ТПУ поступит до 23,5 млрд рублей. При этом общий объем инвестиций в их строительство оценивается в 117,3 млрд рублей.
Правительство Москвы не собирается останавливаться на достигнутом: до конца года планируется выставить на торги еще ряд проектов транспортно-пересадочных узлов, разработанных в "Мосинжпроекте": "Некрасовка" (1-й этап), "Юго-Восточная", "Тимирязевская" (2-й этап), "Нагатинская", "Боровское шоссе" (1-й этап), "Лермонтовский проспект" и "Рязанская".
По словам Альберта Суниева общая площадь земельных участков под строительство этих семи проектов ТПУ составит свыше 12 га. Проекты предполагают строительство 413 тыс. кв.м коммерческой недвижимости, в том числе, 378 тыс. кв.м – многофункциональных комплексов и еще более 35 тыс. кв.м – апартаментов. Объем инвестиций в строительство этих проектов оценивается в 33,4 млрд рублей, в том числе, в городской бюджет поступит 6,2 млрд рублей в качестве платы за аренду земельных участков под строительство ТПУ в течение шести лет. За эти лоты планируется выручить не менее 870 млн рублей.
Условия рынка
Торги на реализацию проектов ТПУ проводятся в увязке с ситуацией на рынке, так, например, два транспортно-пересадочных узла были выставлены на повторные торги.
Изначальный размер арендной платы за земельные участки под строительство этих транспортно-пересадочных узлов не позволил реализовать проекты сразу, поэтому после корректировки финансовых показателей они предлагаются инвесторам повторно. Стартовая цена договора по ТПУ "Алма-Атинская" снижена на 162 млн рублей и сейчас составляет 211 млн рублей в год. Начальный размер годовой аренды земельного участка для строительства ТПУ "Новокосино" сейчас составляет 142 млн рублей, стартовая цена договора снижена почти на 167 млн рублей.
Особенностью данных транспортно-пересадочных узлов является то, что они находятся непосредственно на станциях метро, поэтому проектами предполагается привязка узлов к существующим вестибюлям.
Площадь ТПУ "Алма-Атинская" составит 85 тыс. кв.м. В составе транспортно-пересадочного узла будет построен пассажирский терминал с актовым залом, комнатой матери и ребенка, общественными туалетами и другими вспомогательными помещениями. В многофункциональном комплексе появятся продуктовые и вещевые магазины, отделения банков и почты, аптека, кинотеатр на шесть залов, фитнес-центр, многофункциональный центр оказания госуслуг, кафе с открытыми галереями и офисы для малого бизнеса, а также подземный паркинг на 650 машиномест.
Площадь ТПУ "Новокосино" составит около 70 тыс. кв.м. Транспортно-пересадочный узел будет включать в себя пассажирский терминал с комнатой матери и ребенка, отделом полиции и другими вспомогательными помещениями. В многофункциональном комплексе появятся фитнес-центр, семейные кафе, кинотеатр на шесть залов, многофункциональный центр оказания госуслуг и подземный паркинг на 589 машиномест.
Общий объем инвестиций в строительство этих двух ТПУ оценивается в 16,6 млрд рублей
ТПУ «Пятницкое шоссе»
На сегодняшний день одним из транспортно-пересадочных узлов, выставленных на торги стал ТПУ «Пятницкое шоссе». В границах 3-го этапа транспортно-пересадочного узла "Пятницкое шоссе" планируется построить гостиничный комплекс площадью около 35 тыс. кв.м ориентировочно на 500 номеров с плоскостным паркингом на 56 машино-мест. Стартовая цена лота на торгах составляет 85,2 млн рублей. За шесть лет аренды земельного участка, отведенных под строительство ТПУ, инвестор может заплатить в бюджет города 602 млн рублей.
Проект является привлекательным с точки зрения инвестиций. Ведь несмотря на то, что стартовые вложения в строительство этого проекта оцениваются в 1,7 млрд рублей, срок окупаемости проекта может составить порядка 3-5 лет.
В рамках строительства ТПУ планируется серьезная реконструкция площадки перед действующей станцией "Пятницкое шоссе" Арбатско-Покровской линии метро. На месте заправки, которая находится недалеко от северного вестибюля, будут размещены перроны посадки и высадки пассажиров наземного общественного транспорта, также планируется построить новый подземный пешеходный переход.
Технологическая, то есть транспортная часть этого узла будет построена за счет городского бюджета. Фактически в строительство будут вложены те средства, которые бюджет получит от реализации коммерческой части ТПУ.
По словам Альберта Суниева, в прошлом году частные инвестиции уже привлекались в строительство первого этапа этого транспортно-пересадочного узла. Тогда было выручено свыше 20 млн рублей, еще 189 млн рублей поступит в городской бюджет за аренду земельного участка под строительство ТПУ.
При проектировании транспортно-пересадочных узлов активное внимание уделяется изучению международного опыта. Альберт Суниев рассказывает о том, что московские специалисты сегодня работают с консультантами французской и японской компаний. Например, главная компетенция японских специалистов, имеющих большой опыт строительства ТПУ в Токио, заключается в умении грамотно организовать большое пересечение потоков пассажиров различных видов транспорта. Кроме этого, сейчас, начинается активное сотрудничество с китайским подрядчиком по строительству ТПУ на Третьем пересадочном контуре метро.