Последние новости

02:01
В Великобритании обнаружили неолитический каменный круг
21:12
Новый Smart TV от Xiaomi имеет рекордное разрешение 4000К
21:02
Состоялась премьера сериала «Песочный человек», поставленного по комиксу Нила Геймана
20:00
Ранее заснеженные Альпы позеленели из-за глобального потепления
эксклюзив
10:33
Названы самые удачные варианты коктейльных платьев для Нового года
01:57
Компания Hyundai начала разработку первого «шагающего» автомобиля
эксклюзив
21:12
Автолюбителям продемонстрировали Geely Atlas нового поколения с невероятным дизайном
эксклюзив
01:57
В интернете появилось множество изображений фантастического небоскреба Mirror Line
02:13
Эксперты Кембриджа выяснили, что разным типам личности подходит конкретная музыка
21:29
8 советов по снижению расходов на отопление
21:22
Почему корейская косметика так популярна
23:57
Обои в Москве и России – разновидности и материалы
20:28
Покупка лекарств в онлайн аптеке в Ижевске
10:36
Huawei MatePad 11 – новый планшет с повышенной эффективностью
23:51
Почему ИП сложно получить кредит и где взять деньги в долг?
15:34
Летающий электромобиль XPeng AeroHT будет доступен по цене в 140 000 долларов
13:29
Стальные круги в Москве – область применения, характеристики
23:46
Какую еду заказать в Омске: ресторан «Фарфор»
21:13
Компания «Атлант» выпустила новые стиральные машины на 8 кг
21:13
Благодаря утечке данных, геймеры увидели скриншоты игры Spider-Man для ПК
эксклюзив
Больше новостей

Краткая история первого советского реактивного пассажирского самолета Ту-104

Общество
1 309
0

В июне 1955 года с подмосковного аэродрома в Жуковском поднялся в воздух опытный самолет «104» разработки КБ Туполева. Начались заводские испытания машины, которая к осени того же года превратится в реактивный авиалайнер Ту-104 — третий в мире, второй принятый в эксплуатацию и первый в СССР.

Краткая история первого советского реактивного пассажирского самолета Ту-104Краткая история первого советского реактивного пассажирского самолета Ту-104

Сама тема «104-го» сдвинулась с мертвой точки только после смерти Сталина, хотя предложения о создании реактивного пассажирского флота неоднократно выдвигались и при нем. Но вождь с присущей ему экономностью и склонностью к многократным перестраховкам неумолимо «зарубал» такие идеи.

 

Краткая история первого советского реактивного пассажирского самолета Ту-104Краткая история первого советского реактивного пассажирского самолета Ту-104

Страна только-только преодолела послевоенную разруху и не могла позволить себе существенные «непрофильные» траты, а реактивная пассажирская авиация в начале 50-х годов все-таки не была проблемой первой необходимости для советского народного хозяйства. Среди студентов-железнодорожников распространена шутка: «Советские вагоны не предназначены для перевозки пассажиров, они для нее приспособлены».

 

При создании первого советского реактивного лайнера КБ Туполева воспользовалось подобным принципом, но всерьез и грамотно. За основу был взят удачный бомбардировщик Ту-16 (самолет «104» даже одно время носил индекс Ту-16П — «пассажирский»), чтобы выгадать ресурсы и время на общей отработке конструкции.

Облегчалась тем самым и задача подготовки летно-технических кадров, экономили и на наземном эксплуатационно-ремонтном оборудовании.

Краткая история первого советского реактивного пассажирского самолета Ту-104Краткая история первого советского реактивного пассажирского самолета Ту-104

В качестве одного из аргументов в пользу создания такого самолета А.Н. Туполев приводил возможность полетов на большой высоте, «над погодой» — винтовая пассажирская авиация, имевшая небольшой потолок, немилосердно страдала от болтанки. Но именно там первый реактивный лайнер караулила новая, пока еще неизвестная опасность. Когда речь заходит о пассажирском самолете, первое, что всерьез начинает беспокоить потенциальных пассажиров, — надежность. Кто в СССР не слышал черную песенку: «Ту-104 — самый быстрый самолет: за две минуты до могилы довезет»? При всей своей оскорбительности она в чем-то отражала суровую реальность. Самолет делался в спешке. Аварийность новой машины превышала разумные — по теперешним меркам — показатели. За всю историю эксплуатации серьезные аварии потерпели 37 машин — 18% от общего числа выпущенных. При этом нельзя не отметить, что «104-й» вел себя в полете куда как приличнее, чем его английский конкурент «Комет» компании «Де Хэвилленд» (23% потерянных машин), который имел нездоровую привычку разваливаться в воздухе из-за усталостных нагрузок в небрежно спроектированном фюзеляже.

 

0 комментариев