Последние новости

15:42
10 действительно самых красивых пляжей Европы по версии iPicture
15:42
Великие загадки динозавров
13:03
9 фото моря на фоне закате: необычайная красота природы
13:02
Дети, которые явно не рады появлению еще одного ребенка в семье
17:56
Как появился современный человек?
13:02
Кинопрогулка с Сергеем Бодровым по местам съемок фильма «Брат»
13:02
Британские полицейские будут охранять общественный порядок на гоночных машинах
13:04
Исторические фотографии, которые заставляют задуматься
19:00
Игровые слоты онлайн – поиск в казино Вулкан
18:30
Игровые автоматы онлайн в Вулкан Россия – шикарный выбор
13:04
Николь Кидман — 50 лет. Вспоминаем ее преображения и лучшие роли
13:03
3 солнца в небе над Санкт-Петербургом: феномен гало
22:03
Деревянные лестницы между этажами – современное решение
13:04
Дизайн интерьеров: стили для новичков
18:39
Индукционная панель Gaggenau CX 480: обзор
19:15
Акции – эффективные сделки с ценными бумагами
12:57
Captain Venture на Azino 777 – геймеры ищут интересные игровые автоматы
18:00
Глобальное потепление – феномен, миф или природный цикл?
01:14
Парю, где хочу. Вейпы скоро запретят?
00:30
Вчера треск, а сегодня мило звучащий бас: тюнинг выхлопной системы
Больше новостей

Краткая история первого советского реактивного пассажирского самолета Ту-104

Общество
383
0

В июне 1955 года с подмосковного аэродрома в Жуковском поднялся в воздух опытный самолет «104» разработки КБ Туполева. Начались заводские испытания машины, которая к осени того же года превратится в реактивный авиалайнер Ту-104 — третий в мире, второй принятый в эксплуатацию и первый в СССР.

Краткая история первого советского реактивного пассажирского самолета Ту-104Краткая история первого советского реактивного пассажирского самолета Ту-104

Сама тема «104-го» сдвинулась с мертвой точки только после смерти Сталина, хотя предложения о создании реактивного пассажирского флота неоднократно выдвигались и при нем. Но вождь с присущей ему экономностью и склонностью к многократным перестраховкам неумолимо «зарубал» такие идеи.

 

Краткая история первого советского реактивного пассажирского самолета Ту-104Краткая история первого советского реактивного пассажирского самолета Ту-104

Страна только-только преодолела послевоенную разруху и не могла позволить себе существенные «непрофильные» траты, а реактивная пассажирская авиация в начале 50-х годов все-таки не была проблемой первой необходимости для советского народного хозяйства. Среди студентов-железнодорожников распространена шутка: «Советские вагоны не предназначены для перевозки пассажиров, они для нее приспособлены».

 

При создании первого советского реактивного лайнера КБ Туполева воспользовалось подобным принципом, но всерьез и грамотно. За основу был взят удачный бомбардировщик Ту-16 (самолет «104» даже одно время носил индекс Ту-16П — «пассажирский»), чтобы выгадать ресурсы и время на общей отработке конструкции.

Облегчалась тем самым и задача подготовки летно-технических кадров, экономили и на наземном эксплуатационно-ремонтном оборудовании.

Краткая история первого советского реактивного пассажирского самолета Ту-104Краткая история первого советского реактивного пассажирского самолета Ту-104

В качестве одного из аргументов в пользу создания такого самолета А.Н. Туполев приводил возможность полетов на большой высоте, «над погодой» — винтовая пассажирская авиация, имевшая небольшой потолок, немилосердно страдала от болтанки. Но именно там первый реактивный лайнер караулила новая, пока еще неизвестная опасность. Когда речь заходит о пассажирском самолете, первое, что всерьез начинает беспокоить потенциальных пассажиров, — надежность. Кто в СССР не слышал черную песенку: «Ту-104 — самый быстрый самолет: за две минуты до могилы довезет»? При всей своей оскорбительности она в чем-то отражала суровую реальность. Самолет делался в спешке. Аварийность новой машины превышала разумные — по теперешним меркам — показатели. За всю историю эксплуатации серьезные аварии потерпели 37 машин — 18% от общего числа выпущенных. При этом нельзя не отметить, что «104-й» вел себя в полете куда как приличнее, чем его английский конкурент «Комет» компании «Де Хэвилленд» (23% потерянных машин), который имел нездоровую привычку разваливаться в воздухе из-за усталостных нагрузок в небрежно спроектированном фюзеляже.

 

0 комментариев