Последние новости

10:54
Топ-3 процедур для кожи лица на каждый день
10:54
Планета в наших руках – простые 7 шагов к заботе об окружающей среде
18:02
В Великобритании обнаружили неолитический каменный круг
15:18
ESport Battle киберфутбол – крупный турнир для поклонников виртуального спорта
09:02
Вице-премьер и глава Минпромторга Денис Мантуров отмечает 55-летний юбилей
01:21
Состоялась премьера сериала «Песочный человек», поставленного по комиксу Нила Геймана
21:47
От традиционного к новаторскому – тенденции в искусстве, на которые следует обратить внимание
13:25
Складной смартфон Google – новый, но не старый
эксклюзив
18:02
Автолюбителям продемонстрировали Geely Atlas нового поколения с невероятным дизайном
эксклюзив
00:48
Эволюция и адаптация животных в будущем
00:45
Профессиональные и домашние средства для окрашенных волос – сравнительный анализ:
17:41
Как фулфилмент изменяет правила игры для вашего бизнеса
12:01
Частная стоматология – превосходное обслуживание и комфорт
11:50
Индивидуальный подход в платной стоматологии – забота, которую Вы заслуживаете
10:39
Профнастил С-21 RAL в дизайне зданий – современные тренды в архитектуре:
10:35
Выбираем профнастил НС-44 RAL – экономия без компромиссов
10:15
Экономическая выгода использования горячекатаных кругов в промышленности
10:10
Оцинкованный лист в современной архитектуре – эстетика и функциональность
09:58
Металлические столбы для забора – прочность на страже вашего участка
09:45
Оцинкованный лист 0.4 мм для вашего проекта – надежность в каждом листе
Больше новостей

Краткая история первого советского реактивного пассажирского самолета Ту-104

Общество
1 453
0

В июне 1955 года с подмосковного аэродрома в Жуковском поднялся в воздух опытный самолет «104» разработки КБ Туполева. Начались заводские испытания машины, которая к осени того же года превратится в реактивный авиалайнер Ту-104 — третий в мире, второй принятый в эксплуатацию и первый в СССР.

Краткая история первого советского реактивного пассажирского самолета Ту-104Краткая история первого советского реактивного пассажирского самолета Ту-104

Сама тема «104-го» сдвинулась с мертвой точки только после смерти Сталина, хотя предложения о создании реактивного пассажирского флота неоднократно выдвигались и при нем. Но вождь с присущей ему экономностью и склонностью к многократным перестраховкам неумолимо «зарубал» такие идеи.

 

Краткая история первого советского реактивного пассажирского самолета Ту-104Краткая история первого советского реактивного пассажирского самолета Ту-104

Страна только-только преодолела послевоенную разруху и не могла позволить себе существенные «непрофильные» траты, а реактивная пассажирская авиация в начале 50-х годов все-таки не была проблемой первой необходимости для советского народного хозяйства. Среди студентов-железнодорожников распространена шутка: «Советские вагоны не предназначены для перевозки пассажиров, они для нее приспособлены».

 

При создании первого советского реактивного лайнера КБ Туполева воспользовалось подобным принципом, но всерьез и грамотно. За основу был взят удачный бомбардировщик Ту-16 (самолет «104» даже одно время носил индекс Ту-16П — «пассажирский»), чтобы выгадать ресурсы и время на общей отработке конструкции.

Облегчалась тем самым и задача подготовки летно-технических кадров, экономили и на наземном эксплуатационно-ремонтном оборудовании.

Краткая история первого советского реактивного пассажирского самолета Ту-104Краткая история первого советского реактивного пассажирского самолета Ту-104

В качестве одного из аргументов в пользу создания такого самолета А.Н. Туполев приводил возможность полетов на большой высоте, «над погодой» — винтовая пассажирская авиация, имевшая небольшой потолок, немилосердно страдала от болтанки. Но именно там первый реактивный лайнер караулила новая, пока еще неизвестная опасность. Когда речь заходит о пассажирском самолете, первое, что всерьез начинает беспокоить потенциальных пассажиров, — надежность. Кто в СССР не слышал черную песенку: «Ту-104 — самый быстрый самолет: за две минуты до могилы довезет»? При всей своей оскорбительности она в чем-то отражала суровую реальность. Самолет делался в спешке. Аварийность новой машины превышала разумные — по теперешним меркам — показатели. За всю историю эксплуатации серьезные аварии потерпели 37 машин — 18% от общего числа выпущенных. При этом нельзя не отметить, что «104-й» вел себя в полете куда как приличнее, чем его английский конкурент «Комет» компании «Де Хэвилленд» (23% потерянных машин), который имел нездоровую привычку разваливаться в воздухе из-за усталостных нагрузок в небрежно спроектированном фюзеляже.

 

0 комментариев