Московский центр визуальной культуры Béton представил выставку «За стеной идеологии», раскрывающую малоизвестные страницы советской фотографии, где художники создавали альтернативную реальность, преображая действительность.
Художественные поиски вне официального искусства
В экспозиции представлено 76 работ, демонстрирующих, как фотографы, оставаясь в тени официального искусства, создавали собственные миры образов. Камера для них становилась инструментом не документирования, а преобразования реальности.
Парадокс творчества вне системы
Основатель Центра Béton, Ольга Мичи, отмечает, что эти фотографы не стремились бороться с системой, а погружались в чистую эстетику, ища новые формы и смыслы за пределами идеологии. Искусствовед Евгений Березнер подчеркивает, что такие выставки дают надежду на восприятие фотографии не только как документа, но и как искусства.
Исследование забытых имен
Кураторы проделали значительную работу, извлекая из забвения имена фотографов, чье творчество десятилетиями оставалось в тени. Среди представленных авторов — Валентин Самарин, подвергшийся преследованиям за свое видение, и Б.У. Кашкин, создававший уникальные произведения на стыке фотографии и концептуального искусства.
Выставка «За стеной идеологии» в Центре визуальной культуры Béton продлится до конца марта 2025 года. Посетители смогут увидеть редкие работы советских фотографов, чье творчество долгое время оставалось неизвестным широкой публике. Экспозиция сопровождается лекциями и мастер-классами, посвященными истории и развитию альтернативной фотографии в СССР.